…Они есть на каждой московской улице, в каждом переулке, на каждой площади. Они прямо у нас под ногами, но мы идем, не замечая их. Да, да, речь о самых обычных канализационных люках, которые, по сути, являются входом в таинственный подземный мир большого города. Иные из них разбросаны вдоль магистралей, иные собраны по нескольку штук на пятачке. Каждый отличаются рисунком на крышке. Одни ребристы, другие – в шашечку. На самом деле это – классификация, каждый лаз ведет к своей системе – водосток, связь, теплосеть. Все это – колодцы, туннели, ассамблеи, ходы и люфты. Переплетаясь, но, не смешиваясь, они растянулись под Москвой на сотни километров. И если снять пару слоев с московских магистралей, то взгляду предстанет нутро столицы, заполненное, на манер тату на руке культуриста, затейливым узором из многокилометровых коммуникаций.
О том, как живут и развиваются инженерные сети огромного города, кто смотрит за этим хозяйством и что нужно делать, чтобы не провалиться под землю, мы и поговорим сегодня.
Дети «умного» подземелья
Мир московских подземелий велик. А чтобы стало понятно, насколько, этим летом был наконец окончательно составлен Сводный план подземных коммуникаций Первопрестольной. И по данным ГБУ “Мосгоргеотрест” для производства полного подземного кадастра пришлось оцифровать около 300 тыс. документов.
– Мы ради интереса пытались подсчитать, сколько километров сетей опутывает столицу, но довольно быстро отказались от этой идеи, – объясняют эксперты «Мосгоргеотрест». – Ведь изменения в Сводном плане происходят в ежедневном режиме. Туда заносятся сведения о согласованных проектах строительства подземных сетей и сооружений, исполнительные документы, принятые Москомархитектурой после завершения стройки.
…Работа по охране и ремонту сетей – не из легких. Например, стандартная операция – ремонт смотрового колодца водостока – предполагает серьезный фронт работ, с заменой опорной плиты, установкой доборного элемента: железобетонного кольца с частичной заменой железобетонной кладки. Приходится задействовать слесарей аварийно-восстановительных работ. К группе быстрого реагирования также прикрепляется водитель бункеровоза и водитель крановщик крана манипулятора.
– Существует определенный регламент. Допустим, актом обследования фиксируется, что есть люфт чугунного оборудования, а это впоследствии может привести к поломке крышки, а значит ДТП или несчастному случаю, – объясняет заместитель начальника эксплуатационного гидротехнического района №3 (ЭГТР-3 ГУП «Мосводосток») Александр Никулица. – Не секрет, что элементы сети подвержены техническому износу. Любой возникший зазор может привести к деформации, и как следствие, выходу из строя оборудования. Поэтому производится оперативный ремонт смотрового колодца.
Как находят подобные неисправности?
– Во-первых, есть плановые работы по обследованию водосточной сети, – объясняет Александр Никулица. – Коммуникации обследуются по заранее составленному плану.
Ежедневно в ЭГТР-3, например, на работы по ремонту колодцев, решеток и замене асфальтового покрытия выходят две бригады (в ночное время дежурит еще одна). Объем работы немаленький, ведь, граница гидротехнического района начинается от северо-восточной хорды (Бусиново) до Крестовского путепровода по проспекту Мира, до Октябрьского путепровода (Дмитровское шоссе) включая поселок Северный. В общем, в сферу обслуживания только одного гидротехнического района входят Северо-Восточный, Восточный и частично Центральный административные округа.
Только на территории ЭГТР-3 имеется 656 километров водосточной сети диаметром от 100 до 1200 мм. В гидротехническом районе есть так называемые полупроходные коллектора диаметром от 1200 до 1500 мм и проходные коллектора свыше 1500 мм.
Подземные реки
Обследовать водосточные подземелья в обычном облачении нельзя. Предполагаются средства индивидуальной и коллективной защиты – специальные гидротехнические костюмы, водонепроницаемые полукомбинезоны и комбинезоны, страховочные привязи и веревки. Имеются в «джентльменском наборе» респираторы, противогазы и газоанализаторы. Эти вещи реально нужны.
– Мы проходим коллекторы с газоанализатором. В наряде допуска фиксируется разрешенный процент загазованности сероводородом, – рассказывает инженер-эксперт.
Фактически приходится обследовать подземные реки – коллекторы протяженностью более 114 км. И как любая река они имеют исток и русло.
– Начинается все с «соточки» (диаметр – сто), речь идет о пристенных дренажах вдоль зданий, которые отводят грунтовые воды, – поясняет наш собеседник. – Потом они переходят в более крупные – диаметром 200-300 мм, дальше все развивается поступательно по нарастающей.
Расширяясь, коммуникации «впадают» в русла московских рек. Например, в ЭГТР-3 их две – Лихоборская обводнительная система и река Яуза.
Для обслуживания подземных рек не обойтись без тяжелых систем. Так в 3-м гидротехническом районе насчитывается 25 единиц техники – семь специализированных очистителей (очистка, промывка, подготовка водосточной сети к сезонным паводкам), три гидрокрана с манипуляторами и компрессорами для ремонта на водосточной сети (водоприемные и смотровые колодцы).
Имеются два мусоровоза, они специализируются на вывозе строительного мусора, и мусора на открытых руслах рек (обычно – древесина и покос травы). Кроме того, обязателен вывоз илового осадка с очистных сооружений. В этой работе задействован самосвал.
Подготовительные работы не менее важны, чем основные, поэтому в штате подразделения насчитывается 5 ГАЗелей. Они осуществляют транспортировку инструмента, людей и дорожных знаков. Радует то, что, в отличии, скажем, от коммунальщиков, вся техника гидротехрайона – отечественного производства.
Слив засчитан
Колодцы и по гарантийному сроку, и по грузоподъемности делятся на три основных категории в зависимости от типа дороги. На придомовых территориях стоят облегченные колодцы, гарантия на которые обычно два-три года (правда, служат они обычно дольше). Если во двор случайно «завернула» тяжелая техника, она может и раздавить оборудование. И колодец приходится менять.
На основных транспортных магистралях устанавливается оборудование, выдерживающее 40 тонн. Его гарантийный срок службы также 2-3 года. Если проезжая часть представляет собой, например, вылетную магистраль, по которой постоянно движется огромное количество машин, то здесь монтируют тяжелое чугунное оборудование и опорные плиты ОП – 6.
На тротуарах чаще всего применяется песчано-полимерное, оборудование, которое выдерживает 12,5 т. По нему спокойно проходят большие массы людей, проезжает жилищно-коммунальная техника.
Как сквозь землю провалился…
Впервые люки для канализации появились более 2 тысяч лет назад в Древнем Риме. В России первая крупная канализация были заслугой (и украшением) Новгорода Великого. Однако, распространение такие блага цивилизации получили не везде. Так, еще в начале 20-го века в провинциальных русских газетах можно было прочитать объявление о том, что мужчина, переходя улицу, утонул в грязи.
Впрочем, и сегодня за примерами далеко ходить не надо. Провалы на дорогах, уходящие под землю люди и автомобили – все это, к сожалению, встречается в современных лентах новостей. Наиболее вопиющий случай произошел 19 ноября 2019 года в Пензе. Напомним, автомобиль “Лада Ларгус” с двумя мужчинами, находясь на парковке, полностью провалился в яму с кипятком. Люди заживо сварились.
От чего зависят подобные катастрофы и как не «лечь на грунт» самому?
– Такие провалы обычно происходят в период перехода с положительной на отрицательную температуру или с переходом на ноль, – комментирует Александр Никулица. – Причиной может стать разуплотнение грунта. Если это теплосеть, то от перепада температур могут образовываться свищи, грунт проседает. Появляется воздушная прослойка, и автомобиль, продавливая своим весом дорожное полотно, просто проваливается.
Правда, по словам Александра Никулицы, существуют специальные меры по предотвращению подобных инцидентов.
– У нас регулярно проходит обследование водосточной сети со спусками в колодцы для выявления расхождения стыков труб, их разгерметизации – объясняет Александр. – Вода поступает в водоприемные колодцы, потом она транспортируется через трубопроводы, все это просматривается, и если образовываются какие-то пустоты – это быстро обнаруживается.
В ЭГТР-3 имеется специальный робот-телеинспектор, который проходит по трубопроводу вместо человека. Он выявляет дефекты, после чего составляется аварийный акт, и трубопровод меняется на новый.
Подземные сети Москвы – это сегодня целая инженерная отрасль, свой мир, который живет и дышит в такт с «верхним» городом. А чтобы это дыхание было ровным и глубоким, целая армия специалистов ежедневно выходит на работу, чтобы в режиме нон-стоп отслеживать исправность подземных коммуникаций столицы.
Даниил МАЦЕЙКО
Кстати:
Счастливчик Люк
Люки, безусловно, являются интересной платформой для дизайнерских решений и плотно вписаны в урбанистическое оформление города. Но, чего греха таить, по художественной ценности отечественным образцам далековато до западных «коллег».
Известный блогер Илья Варламов пишет:
– Так получилось, что люки стали неотъемлемой частью городских улиц. Они располагаются в совершенно непонятных для меня местах. Какие-то на дороге, какие-то прямо на тротуарах. Если с люками на дорогах все понятно — они выполняют исключительно утилитарную функцию, то с тротуарами история сложнее. Люк на пешеходной зоне не может быть некрасивым. Люк — это городские цветы под ногами пешеходов. Эти цветы могут быть только прекрасными.
У каждого нормального города есть свой люк. По дизайну канализационных люков можно судить об отношении мэрии к жителям. В городах, где любят и уважают жителей, им не могут подсунуть ржавый, грязный, чугунный блин на тротуаре. Люки дарят людям тепло и радость, люки украшают город, люки могут быть произведением искусства и достопримечательностью, люк — это символ города!
Думаем, блогер прав. Все, что окружает горожанина, должно быть прекрасно. И люки, в том числе.
Источник: rcmm.ru