Николо-Сольбинский монастырь. Обитель на живой воде

Над речкой Сольбой, в 15 километрах от поселка Нагорье Переславского района Ярославской области, среди сосновых лесов возвышаются стены женского Николо-Сольбинского монастыря. Возрожденная обитель стала примером истинного подвижничества наших современников, сумевших за два десятилетия воссоздать из руин православную святыню, превратив ее в один из центров духовно-просветительской жизни региона и, в то же время, своего рода заповедник храмового зодчества. В облике монастырских церквей, стен и башен нашло отражение многообразие архитектурных стилей прошедших эпох. Причем эти строения не противоречат, а гармонично дополняют друг друга, напоминая вошедшему о долгой и драматичной истории не только самой обители, но и всей страны.

От Смуты до Смуты

Считается, что монастырь был основан в начале XVI века и находился в четырех верстах от своего нынешнего расположения, в пустоши Быльцыно, принадлежавшей предкам Романовых, боярам Ивану Федоровичу и Захарию Ивановичу Кошкиным. Позже земли перешли Симонову монастырю, настоятелем которого в то время служил будущий Московский и Всея Руси митрополит Варлаам. Вероятно, с его благословения в Быльцыно, на месте опустевшего села и появилась обитель. По другой версии, она основана одним из учеников Сергия Радонежского столетием раньше, хотя подтверждений этому нет, в то время как Симонов монастырь появился в Москве в 1370 г. с благословения самого Сергия трудами его племянника, святителя Федора. Так или иначе, с именем Сергия и его деяниями Николо-Сольбинский монастырь неразрывно связан.

В прежней обители стоял деревянный храм св. Николая. Потому святое место именовалось Сергиево-Николаевской пустынью.

Речка Сольба

В Смутное время обитель разорили отряды Сапеги и Лисовского, а завершили разгром мародеры из воинства Тушинского вора. Монастырь возродился спустя сто лет уже на новом месте благодаря стараниям архимандрита Варлаама (Высоцкого), духовника супруги Петра I, а также царевича Алексея, сестры императора Натальи и других Романовых. Отец Варлаам, зная, что царь монашескую братию не жалует, всего лишь испросил у Петра разрешение присоединить заброшенные церковные земли на Быльцыном поле к Борисоглебскому монастырю в Переславле и поставить деревянную Никольскую церковь. Но уже на новом месте, на берегу Сольбы. Так началось возрождении обители, о которой о. Варлаам, став в 1726 г. настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, не переставал заботиться.

Новая жизнь монастыря началась с 1711 года. Тогда же был построен деревянный храм св. Николая с приделом великомученицы Варвары, В 1725 г. церковь отстроили после пожара заново. Освящал ее сам о. Варлаам. Видимо, тогда, а может, и раньше, понимая, что деревянные строения недолговечны, он дал обет возвести в Николо-Сольбинском монастыре каменный храм и о своем намерении сообщил воцарившейся Анне Иоанновне, Безусловно, о. Варлаам был выдающимся человеком своего времени, верным служителем Православной Церкви и достойным всеобщего уважения. Иначе вряд ли он мог стать духовником и новой императрицы, с ее непростым характером. Годы правления этой властительницы считаются одними из самых мрачных в российской истории.

В конце 1731 г. разрешение на строительство получили, и в центре обители вырос Успенский храм с теплой трапезной, позднее дополнившийся приделами. Старая Никольская церковь обветшала. В 1805 г. иконы из нее перенесли в только что освященный теплый Никольский придел Успенского храма. Этот придел устроили слева, а в 1862 г. справа пристроили другой, в честь праздника Покрова Богородицы. Вместо деревянной колокольни в 1808 г. возвели трехъярусную каменную. Ставились братские корпуса, деревянные, на каменных фундаментах. После очередного пожара строили уже в камне – так появились новый братский корпус, баня, гостиница и трапезная.

 Успенский храм

 

До 1937 г. в Успенской церкви находилась чудотворная икона св. Николая в дорогом окладе. Она утрачена. Однако в фондах Переславского музея-заповедника сохранилась другая сольбинская икона Николая Чудотворца, написанная в середине XVI в., возможно, находившаяся еще в первом монастыре на Быльцыном поле. 

Мужскому Николо-Сольбинскому монастырю принадлежали лесные угодья, а также пашни, которые обрабатывали сами монахи и привлеченные наемные работники. Обитель получила самостоятельность от Переславского Борисоглебского монастыря еще в 1742 г., но при условии отказа от пособий из государственной казны. 

Монахи не только молились, переписывали книги и трудились в поле – они привечали паломников, помогали увечным, по возможности поддерживали бедных. Монастыри на Руси издревле служили оплотом веры, хранителями православной культуры и источником знаний. Здесь учили грамоте, врачевали, устраивали приюты для стариков. В лихую пору монастырские стены ощетинивались стволами пушек и пищалей, преграждая путь захватчикам. Сюда тянулись люди, а потому у стен обителей шумел торг, возникали слободы ремесленников, и от многих монастырей разрастались новые города. Некогда пустынные места превращались в оживленные, самодостаточные поселения.

 Нагорье. Памятник адмиралу Спиридову

 

Настоятели монастыря пользовались и в верхах, и в народе глубочайшим уважением. Крестьяне относились к обители с благоговением. Рубить монастырский лес считали большим грехом, все равно, что у Бога украсть. На нужды монастыря жертвовали свои скромные средства и простые земледельцы, и здешние помещики, в том числе семья героя Чесменского сражения адмирала Григория Спиридова. Село Нагорье Спиридов получил в дар за свои подвиги, когда выходил в отставку, построил здесь Преображенский храм, где вскоре и упокоился. А его сын, Матвей Спиридов, гвардейский офицер, затем – действительный тайный советник, сенатор и исследователь истории русского дворянства, похоронен за алтарем Успенской церкви. Помогали обители местные дворяне Лупандины и многие другие.

 Преображенская церковь в Нагорье

 

Каменные стены с шестью башнями выросли на Сольбе в 1840 г.; их длина превышала полкилометра. Оборонительного значения они, понятно, уже не имели. А вот численность братии к началу XX столетия сократилась, и в 1903 г. монастырь преобразовали в женский. Мужчин, избиравших путь монашеского служения, в предреволюционный период становилось все меньше. Приближалась новая Смута.

В годы безверия

Накануне первой революции в монастыре стараниями настоятельницы игумении Макарии и сестер, которых, вместе с прибывшими из обителей Переславля и Александрова, насчитывалось уже 25 человек, отреставрировали Успенский храм, полностью сделав его теплым, надстроили еще один этаж гостиницы. Срубили новый сестринский корпус, сложили каменную сторожку, привели в порядок подсобное хозяйство. Для монастырского священника построили новый дом за оградой обители.

 

К началу Первой Мировой монастырь окреп. Множество богомольцев и паломников, путешествующих по святым местам, оставляли здесь пожертвования. По просьбам крестьян монахини совершали крестные ходы с чудотворной иконой по деревням и селам. Когда грянула война, в обители начали шить солдатское белье, отправляли в действующую армию сапоги и теплую одежду. Монастырь принял обязательства ежемесячно переводить 28 рублей на епархиальный госпиталь и 50 рублей – на содержание именной койки в общине Красного Креста.

 Николо-Сольбинский монастырь. 1924 г.

 

В декабре 1918 г. вооруженный отряд представителей новой власти занял монастырь и прекратил его существование как православной обители. Была образована трудовая коммуна, в которой остались работать шесть послушниц, указавших красногвардейцам места, где укрыли ценное имущество. Других сестер выгнали, выдав скромное пособие «на дорожку», игуменью Макарию и казначею Нину арестовали, но позже отпустили. Против недовольных местных жителей выставили взвод бойцов с пулеметом. 

Коммуне «Новая жизнь» досталось успешное, хорошо налаженное монастырское хозяйство с достаточными запасами продовольствия. Коммунары устроили молочную ферму, кузницу, паровую мельницу, мастерские, провели электричество, открыли детский сад и школу. Первое время здесь, в годы Гражданской войны и разрухи, текла весьма сытная жизнь. Причем одни коммунары ходили в церковь (Успенский храм закрыли только в 1937 г.), а другие – отбирали у детей кресты и устраивали показательное сожжение икон. 

Коммуна распалась в 1923 г. Монахини расселились по окрестным селам. Сестры шили стеганые одеяла и тем зарабатывали на пропитание – работы они никогда не боялись. Для молитвы собирались в домах у благочестивых прихожан. Образовалась тайная община, которую возглавил священник монастыря о. Игнатий (Савочкин). В 1937-м его расстреляли, как и отслужившего в Сольбе всего две службы иеромонаха Паисия (Елисеева) и первого священника и духовника обители о. Леонида (Гиляревского). Скончался в заключении диакон и псаломщик о. Николай (Ершов), в августе 2000 г. прославленный Юбилейным Собором в числе новомучеников. Нескольких сестер приговорили к реальным, хотя и небольшим, по три года, срокам. 

В монастыре открыли детский дом. Успенский храм изуродовали, устроив междуэтажные перекрытия, перегородки, котельную в Никольском приделе и туалет в алтаре. В конце 1940-х здесь также организовали интернат для инвалидов войны. Потом оба этих заведения закрыли, стены разобрали и Сольбу превратили в психлечебницу, откуда порой сбегали пациенты, наводя страх на округу. К 1994 г., когда обитель вернули Церкви, монастырь лежал в руинах.

Спасение святыни

 Монастырь сегодня

 

Сольба на языке угро-финского народа меря, еще до прихода славян населявшего здешние земли, означает «живая вода». И это символично, как все, что связано с христианской традицией, историей и культурой. Ведь живой водой называли верующие учение Христа. Живая вода Сольбы – символ возрождения обители, чудесного возрождения, основанного на непоколебимой вере, трудолюбии и любви к ближним монашествующих и мирян, пришедших сюда надолго или приходящих, чтобы чем-то помочь. А таких оказалось немало. 

Сначала Сольбу передали как подворье в ведение Никитского монастыря Переславля-Залесского. Его силами удалось отремонтировать правый, Покровский придел Успенского храма. Никитский монастырь присылал сюда немногочисленных послушников и священнослужителей. Однако разрушения оказались столь велики, что о полном восстановлении обители не могло быть и речи. 

Монастырь преобразовали в женский. Не сразу, но дело сдвинулось с мертвой точки, когда настоятельницей назначили монахиню Еротииду, прибывшую в обитель зимой 1999 г. вместе с первыми тремя сестрами 16, 17 и 18 лет. Благодаря ее твердой вере и кипучей энергии в Сольбе произошли изменения, которые иначе, чем грандиозными, назвать трудно.

 Над Сольбой

 

Немного о чудесах. Настоятельница, которую здесь называют не иначе, как Матушкой, имела группу инвалидности, и в первый же день пребывания на Сольбе почувствовала необычайный прилив сил. А ведь было трудно: февраль, холод, нет ни отопления, ни транспорта, ни продуктов, ни денег, а в заброшенных постройках живут бомжи, и соседство с ними опасно. Однако именно их настоятельница сумела сделать первыми помощниками. 

Стали совершаться богослужения, сестры ежедневно обходили обитель крестным ходом, а потом шли наводить порядок, убирать мусор, разбирать завалы. Семь лет разбирали. Летом устроили огороды, над которыми впоследствии срубили часовню иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Первые средства заработали от продажи собственноручно выращенных кабачков.

 Сольбинские огороды

 

Решив обратиться за помощью в Троице-Сергиеву Лавру, настоятельница отправилась в путь и, только пройдя 11 километров пешком, сумела остановить попутку. В Лавре, монастыре святого Сергия, она действительно обрела надежную поддержку, в первую очередь, в лице служившего там родного брата, ныне епископа Исикульского и Русско-Полянского Феодосия, шесть лет активно участвовавшего в возрождении Сольбы  и сейчас не оставляющего ее своим вниманием.

 Часовня в честь иконы «Спорительница хлебов»

 

Сестры между тем, не ограничиваясь молитвами и работами в разрушенном монастыре, не забывали заботиться о жителях в окрестных глухих деревнях. Навещали, утешали, приносили подарки, устраивали совместные трапезы и праздники. Число сестер потихоньку росло. Появлялись и первые жертвователи, хотя Матушке еще долго приходилось самой носить тяжелые сумки с продуктами в обитель. 

Уже к Благовещенью (7 апреля) на втором ярусе колокольни установили била – восемь пластин, издававших звон не хуже колокольного. К Пасхе расчистили храм. Настоятель московского храма Рождества Богородицы в Крылатском подарил старинную икону св. Николая, Троице-Сергиева Лавра – частицу мощей этого столь чтимого на Руси святого. Пожертвовали монастырю Почаевскую икону с мощами преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Вернулось в обитель еще дореволюционное распятие, и сейчас его можно видеть установленным в Успенском храме.

Башни-часовни. Одна из них посвящена Игнатию Кавказскому и Феофану Затворнику, другая – прп. Максиму Греку и Паисию Величковскому

 

В Сольбу проведены телефонная связь, интернет, водопровод, электричество, появились свой сайт solba.ru и даже youtube-канал, приводятся в порядок дороги. В 2013-м из Переславля, за 70 км, проложили газопровод, при этом по его пути газифицировали все деревни. Развернулось строительство. За двадцать лет в монастыре построены десять храмов и возведены кирпичные стены с башнями – все это сформировало уникальный архитектурный ансамбль, в котором сказались не только уважение создателей к традициям русского храмового зодчества, но и весьма рачительный, хозяйский подход к использованию имеющихся ресурсов.

 Монастырские стены

 

Кирпичные стены обители – многофункциональные. Это уже не оборонительные сооружения. В них расположены жилые и технические помещения, школа, мастерские, кафе. Стены прорезаны рядами больших арочных окон; их внутренняя сторона – сплошные пояса галерей, соединяющих помещения между собой. Из южной стены выступают цилиндрические башни-часовни под средневековыми коническими шатрами. Угловые юго-западная и северо-западная башни исключительны по своей архитектуре: Первая представляет собой вертикальную композицию стереометрических фигур – кубы с ширинками, опирающиеся на слегка сплющенные каменные шары, стилизованный кирпичный декор, порой нарочито увеличенный, хотя в нем угадываешь намеки на аркатуру и «язычки». Над карнизом – пять столпов. Причем четверка боковых опять же демонстративно заужена в диаметре в сравнении с центральным, выполненным, как пояс щипцов,  увенчанный полусферой. Большинство башен еще недостроены, и, вероятно, через несколько лет паломников ждут многочисленные сюрпризы.

 Юго-западная башня

 

Северо-западная угловая башня под граненым шатром со звоном в целом отвечает традиции, если не принимать во внимание, что в ее цилиндрическую поверхность чуть не на всю высоту словно вдавлены ниши с бойницами по центру.

 Северо-западная башня

 

Еще один подарок любителям изящества – северо-восточная угловая башня, нижняя половина которой подобна круглым стрельницам кремлей. Но над карнизом с символическими бойницами возвышается огромным каменным цветком, слегка расширяясь, высокая чаша с восемью большими застекленными арочными окнами. Потом – снова карниз с прорезями бойниц, круг гипертрофированных кокошников, шатер с гранями, выложенными полукруглым кирпичом – и снова пояс кокошников, уже, понятно, маленьких, над которыми, видимо, появится главка.

 Северо-восточная башня

 

Башни не похожи одна на другую. Строительство продолжается, и не все стены оштукатурены. Новые храмы, которых в исторической обители не было, вырастают из них, из жилых и административных корпусов, поэтому во внутреннем дворе просторно. Здесь нашлось место и для аллеи хвойников, и для монастырского пруда, по которому плавают белые лебеди.

Удивительные сольбинские храмы

 Храм Успения Пресвятой Богородицы. Восточный фасад

 

В необычном композиционном построении архитектурного ансамбля монастыря центральное место отведено, конечно, старинному Успенскому храму, в недавнем прошлом – полуразрушенному и оскверненному, а сейчас – полностью восстановленному в прежнем классическом стиле. Над невысоким четвериком с двумя приделами и далеко выдающимся на восток пятигранным алтарным выступом устроен четырехгранный купол со световым барабаном и луковичной главой, покрытой чешуйчатой позолотой. Схожие, только меньшего размера, главки поднимаются над алтарем, приделами, крыльцом и колокольней. Голубые грани куполов храма и колокольни усыпаны золотыми звездами, символизируя небесную чистоту и святость Богородицы. Слева и справа от крыльца можно видеть вернувшиеся в монастырь иконы св. Николая и Сергия Радонежского. 

Левый придел после восстановления освятили в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, как задумывал некогда архимандрит Варлаам. Престол же Николая Чудотворца перенесли во вновь построенный (2003-2019) в традициях древнерусского зодчества надвратный храм, посвященный этому святому. Мозаичная икона Николая Чудотворца встречает каждого входящего в обитель.

 Надвратная икона св. Николая Чудотворца

 

С архитектурной точки зрения Сольба – монастырь совершенно нового типа. Здесь при сооружении храмов применяются современные материалы и конструктивные решения. При этом нисколько не противореча исторической традиции, а с уважением продолжая ее. Восточный фасад Никольского храма – три апсиды с щелевидными прорезями окон, аркатурами под карнизом и золочеными полусферическими кровлями. Центральная апсида приподнята, и под ней устроен проезд; цоколь отделан плиткой серых тонов. Над трехлопастным завершением фасада поднимается световой барабан шлемовидной главы, вырастающей из пояса кокошников. Храм словно растёт из стены, роль которой играет трехэтажный монастырский корпус.

 Никольский храм

 

Три усыпанные звездами главы храма святой блаженной Ксении Петербургской (2002-2014) высятся над  достроенным третьим этажом другого, административного, корпуса. Это тот самый полуразрушенный тогда еще двухэтажный дом, в котором поселились в холодном феврале 1999-го матушка Еротиида со своими сподвижницами. По мере восстановления корпуса в нем появлялись не только сестринские кельи, но и библиотека, канцелярия, склады, прачечная, кухня, пекарня, молочная и трапезная, куда приглашали прихожан после праздничных богослужений. До завершения строительства третьего этажа с трапезной столы для гостей летом накрывали под навесом во дворе, а зимой – в Успенском храме. Редкой красоты иконостас и стенопись, выполненная в манере, свойственной иконописцам современникам святой, заставляют замереть в восхищении. Необычную форму глав храма позаимствовали у Псково-Печерского монастыря. Ими поневоле залюбуешься.

 Храм святой блаженной Ксении Петербургской

 

Храм св. Ксении Петербургской расположен в центре монастыря, в паре десятков метров от Успенской церкви и вместе с ней является ядром всего архитектурного ансамбля. А чуть поодаль, на насыпном холмике из камней, оставшихся от разрушенных старых монастырских стен возвышается рубленая церковь Сергия Радонежского (2003-2007), словно сошедшая с полотен художников Серебряного века. Прообразом ее послужил храм с картины Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Над высокой двускатной крышей поднимаются две крытые лемехом главки; еще одна установлена над крыльцом с лестницами на две стороны. С двух сторон вдоль храма устроены галереи, а завершения притвора, наоса и алтарного выступа разнятся по высоте, напоминая о конструкции старинных клетских церквей севера. Детей на Сольбе крестят в этом храме, а взрослых – в реке, полным погружением.

 Сергиевская церковь и вход в подземный храм

 

Может, и в самом деле монастырь на Быльцыном поле был основан одним из учеников преподобного Сергия; этого мы наверняка не узнаем. Но то, что возрождение обители, и прошлое, и нынешнее, связаны с Троице-Сергиевой Лаврой, сомнению не подлежит. Настоятелем ее был архимандрит Варлаам, сумевший добиться согласия Петра на восстановление монастыря после польского разорения; в Лавре же получила поддержку будущая игуменья Еротиида, да и сама она сделала свой выбор в пользу монашеской жизни после посещения этой святыни русской земли.

 Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских

 

Перед входом в Сергиевскую церковь видим повторяющее стиль деревянное строение из резного двускатного крыльца и высокого навеса с главкой. Это вход в подземный, «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, основателей русского монашества (2003-2020). Храм словно стал фундаментом для Сергиевской церкви подобно тому, как послужили основой для его монашеского подвижничества подвиги этих святителей. Как в первых христианских церквях, прятавшихся в пещерах и потому называемых катакомбными, этот храм украшен мозаичными изображениями и освещается только лампадами и свечами. Днем свет льется из небольших окон. Здесь уютно. При копке земли под котлован храма из-под вынутого грунта забил источник, который вывели за монастырскую стену, устроив часовню и купальню.

 Варваринская церковь

 

Напротив Сергиевского храма из белоснежной стены сестринского корпуса взмывает в небо шатер храма великомученицы Варвары, растущий из светового барабана, стоящего на трех сужающихся к верху рядах кокошников. В основании их – массивный восьмерик с аркатурой и полуколонками, в свою очередь сооруженный на четверике с килевидной закомарой. Три щелевидных окна четверика объемлет трехлопастная арка. 

Долгое время будущая святая провела в заточении в башне, где держал ее отец. Приняв христианство, она отказалась стать женой язычника, была подвергнута пыткам и казнена. Поэтому для храма в ее память избран образ башни, и еще одна, смотровая, строится рядом.

 Строящийся Троицкий храм и церковь св. Валентины

 

Над восточной стеной возводится (с 2008 г.) еще один надвратный храм, посвященный Святой Троице – сейчас можно видеть трифолийный кирпичный фасад, выведенный над железобетонным перекрытием проезда, окаймленного тремя массивными полукруглыми апсидами и колокольню. Южнее, в той же стене-корпусе сложена церковь св. Валентины – двухсветный четверик, покрытый синим граненым куполом с неизменными золотыми звездами. Небольшую высоту этого храма компенсируют два уменьшающихся в диаметре барабана, нижний из которых – световой. Завершает постройку оригинальной формы главка.

 Надвратный храм святителя Спиридона Тримифунтского

 

Самой яркой архитектурной жемчужиной сольбинского монастыря стал поднявшийся над северной стеной также надвратный храм святителя Спиридона Тримифунтского, исполненный как образец русского узорочья, стиля, торжествовавшего в Московии в XVII  веке, ненадолго вернувшегося в XIX-м и вот, напомнившего о себе сегодня. С именем этого святого, современника Николая Мирликийского, связаны многие зафиксированные в истории Православной Церкви чудеса и, конечно, борьба с ересями за чистоту и незыблемость веры.

Первый вклад в строительство внес в то время правящий архиерей Ярославский и Ростовский архиепископ Кирилл, давший обет возвести храм в честь св. Спиридона как благодарность за свое исцеление. Он же заложил (2005) камень в основание храма.

 Затейливый декор Спиридоновского храма

 

Строили по образу храма св. Николая в Ницце. Вряд ли мы в ближайшее время сможем побывать там, чтобы оценить сходство и различие в этих постройках, однако желающим стоит взглянуть на изящную церковь Живоначальной Троицы в Останкино, а главы сравнить с завершениями Покровского собора на Рву, он же храм Василия Блаженного на главной площади страны. Входы в храм с двух сторон покрывают шатры, от которых ведут вверх крытые лестницы. Над проемами свисают гирьки, стены, барабаны и звонницу покрывают многочисленные кирпичные узоры, а пятиглавие восходит из горки кокошников, и на кокошники же опираются барабаны глав, отделанные аркатурно-колончатыми поясами. Барабаны тонкие и высокие, как принято в ярославской традиции. Зеленый шатер колокольни, поднимаясь над поясами кокошников и щипцов, завершает арочный звон, который поддерживают каменные шары-дыньки, установленные на кубические базы с ширинками. 

Для столь затейливого и разнообразного декора требовались мастера, умеющие делать резные каменные элементы и изготавливать кирпич особой формы. Усилиями игуменьи Еротииды такие мастера нашлись, хотя дело казалось безнадежным. Другой чудесный случай произошел в мае 2013 г., когда на храм поднимали кресты – его так и называют здесь «чудом о крестах и подъемном кране».

 Храм как дань памяти русского узорочья

 

Крану не хватило вылета стрелы. Руководитель автопредприятия наотрез отказывался задержать кран еще на сутки до подвоза нужного оборудования – есть же и другие заказы. Сестры начали молиться святому Спиридону под скептическую улыбку крановщика. Скепсис его испарился, когда вдруг начальник компании перезвонил и согласился подождать до утра, если освятят кран. Что и было сделано. Совпадение? Может быть… 

Редкой красоты главы Спиридоновского храма выполнены в серебряно-зеленой цветовой гамме. Центральная, более крупная глава – витая, а на боковых чередующиеся цветные полосы «долек» идут вертикально, причем серебряные украшены бриллиантовым рустом, сверкающим на солнце подобно драгоценным камням. Внутренняя поверхность стен покрыта росписями, а сверху свисают паникадила с разноцветными лампадами.

 Спиридоновский храм. Паникадило и расписанный купол

 

За монастырской стеной – освященный в 2003 г. храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Если бы не золоченая главка над двускатной крышей, да еще главка над крыльцом, трудно было бы узнать его в этом прямоугольном двухэтажном здании. Интерьер храма выполнен в греческом стиле, а на балконе устроена звонница. Неподалеку возводится гостиница для паломников. Над местом будущего храма святителя Николая и святых Царственных страстотерпцев установлен крест. 

В огородах кипит работа. По полю разгуливают лошади и ослики. Девчонки из монастырской школы проносятся на велосипедах мимо, крича: «Едем к Троицким воротам! К Троицким воротам!» Жизнь на Сольбе бьет ключом…

Доброго пути, «Добрая школа»!

Иным, воспитанным в атеизме, думается, что кроме богослужений и трудов по самообеспечению, в монастырях ничем более и не занимаются. Нет, это не так. Совсем не так. Сольба – неоспоримое тому доказательство.

Прибыв сюда, настоятельница с сестрами отправились по окрестным деревням, увидели ту разруху и нищету, которыми отметились в нашей истории горькие девяностые годы. В брошенных на произвол судьбы селениях многие оставшиеся без работы люди озлоблялись, спивались, воровали. Обратная сторона общества высоких технологий расчеловечивала людей, все дальше отталкивая их не только от веры – от самых простых истин, без которых нет и не может быть достойной жизни.

 Паломники направляются в Успенский храм

 

В монастыре создалась своего рода служба милосердия. Помогали немощным, старикам, многодетным. Когда появился свой транспорт, отправляли машину, чтобы привезти на службу тех, кто не в силах добраться сам. Понемногу забота и добрые слова смягчали души. 

Уже в 2007 г. в монастыре появился детский приют. А что дальше? Подрастающим детям нужно получить образование, а хорошо бы и специальность, чтобы выйдя из монастырских стен, найти работу, встать на ноги, создать семьи. 

Так вслед за приютом возникла «Добрая школа на Сольбе», а за ней и профессиональный колледж. Сейчас в монастыре живут и учатся более 160 детей и подростков. А сперва было двадцать, потом – пятьдесят. «Здесь детей учат добру в самом широком смысле слова, относятся к ним по-доброму и окружают добротой и любовью», – говорит игумения Еротиида.

 Сольбинская керамика

 

В школе работают опытные учителя, и преподают здесь общеобразовательные дисциплины с православным компонентом. Учебное заведение получило государственную аккредитацию. Воспитанницы успешно участвуют в конкурсах и олимпиадах –  им вручают призы, дипломы и грамоты. В колледже наравне с церковным пением девочки получают навыки рукоделия, живописи, игры на фортепиано. Дети помогают ухаживать за растениями и животными, путешествуют по святым и историческим местам. Учащиеся колледжа осваивают поварское ремесло, швейное дело, помогают и обучаются в пряничной, вышивальной, керамической мастерских. Сольбинская керамика оригинальна: по шоколадному фону чашек, чайников, кринок, молочников наносятся цветные узоры. Работы сольбинских швей разнообразны – от летних платьев до образцов этнографического костюма. Выпускникам выдают два диплома: государственный и церковный.

 Кафе «Хлеб да Сольба»

 

Вот уже шесть лет в монастыре проводится фестиваль русского гостеприимства «Хлеб да Сольба». Перед гостями выступают десятки (!) музыкальных, песенных и танцевальных коллективов, в том числе профессионалы сцены. Демонстрируют свое искусство ремесленники и повара. Между прочим, попечительский совет фестиваля возглавляет Лев Лещенко, а бессменным организатором стал известный телеведущий Александр Ковалев.

Строительство гостиницы

 

Паломническая служба монастыря организует экскурсии по храмам обители. Здесь рады гостям, ждут и группы, и семьи, и, конечно, надеются на помощь. Сольба возрождается на пожертвования, и поддержка ей очень нужна.

 Монастырский пруд…

 

Главную задачу своего служения Матушка и сестры монастыря видят в молитве за мир, в укреплении веры и возвращении людям надежды через пример милосердия, жертвенной любви и просветительской деятельности, прежде всего, через воспитание детей и молодежи в духе патриотизма и высоких духовно-нравственных идеалов. Строительные работы между тем продолжаются, но не так далеки от завершения. И будет парить Николо-Сольбинская обитель белым лебедем над тихой водой извилистой речки.

 

Евгений ШАПОЧКИН

Автор благодарит паломническую службу Николо-Сольбинского монастыря за помощь при подготовке материала

Источник: rcmm.ru

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *