Кадровый голод в индустрии камня – какое будущее ждет отрасль

В индустрии камня, как и во многих других сферах в России, сейчас сложилась кризисная ситуация. Ниша зависима от иностранных материалов, доставку которых сейчас сложно осуществить. Но при этом самый острый вопрос – это нехватка квалифицированных специалистов и профильных компаний, которых с каждым годом становится все меньше. О том, почему сложилась такая ситуация и как из нее можно выйти, рассказывает мастер по камню, автор нескольких ноу-хау, спикер международной выставки «Индустрия камня» Иван Андреев.

– Количество компаний и частных специалистов, которые изготавливают изделия из камня и занимаются их реставрацией, стабильно падает. Отдельной статистики по этому направлению нет, однако данные выводы можно сделать исходя из количества участников самого известного профессионального мероприятия  – международной выставки «Индустрия камня». Если в 2019 году в ней были задействованы 280 компаний, то в 2022 году – всего 172 компании, российских из них – около половины[1].

 

Если искать фирмы с определённой специализацией, то, например, по запросу «полировка мрамора», можно найти всего 35 организаций в Москве, среди которых почему-то большинство – это клининговые компании[2]. Частных специалистов на одном из крупнейших сайтов объявлений по этому направлению – всего 31[3]. А производителей изделий из натурального камня поисковики знают всего 11 компаний со всей России[4]. В среднем количество профильных организаций В Москве и Санкт-Петербурге можно оценить в несколько десятков, в других городах-миллионниках их будет не более 10, а в городах до 500 тыс. жителей – обычно 3-5. При этом спрос стабильно превышает предложение, а значит, условия для роста данного рынка созданы.

В чем же причина отсутствия кадров? Первое, это отсутствие специализированных учебных заведений и низкая информированность о существовании данной профессии. Есть техникумы и колледжи, где можно освоить какую-то смежную профессию, например, «Дизайн», «Архитектура», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,  «Мастер общестроительных работ», «Мастер столярно-плиточных и паркетных работ». А вот узкой специализации нет. Для сравнения в Чехии есть отдельное учебное заведение по данному профилю – «Средняя промышленная школа обработки камня и скульптуры» в городе Горжице.

 

Именно поэтому в России подавляющее большинство мастеров получает образование не колледжах, техникумах или университетах, а «в полях». Кто-то приходит в компанию по изготовлению изделий из камня и перед трудоустройством проходит обучение у сотрудников. Однако настоящих мастеров не так уж много. Кто-то специально ищет талантливого специалиста, чтобы пойти к нему в ученики. Однако такие профессионалы редко дают рекламу, попадают к ним обычно по сарафанному радио. Посещение выставок и мастер-классов по натуральному камню – еще один способ получить необходимые знания. Но, во-первых, это краткосрочные мероприятия, на них можно получить необходимую информацию, но Вы не успеете отточить навыки. А, во-вторых, таких ивентов проходит всего около 10 за год по всей стране.

К чему это приводит? К тому, что когда у мастера или компании появляется какой-то сложный заказ, за него не хотят браться, потому что не обладают достаточной квалификацией. В результате клиенты находятся в ситуации, когда они готовы заплатить любые деньги, но практически никто не хочет с ними работать.

 

Мне регулярно поступают нестандартные заказы, за которые не берутся  коллеги из разных регионов страны. Например, один из клиентов полгода искал мастеров, которые могут уложить на пол целые слэбы мрамора весом 250 килограмм и размером 1,7*2,7 метров. Все специалисты отказывались выполнять данную работу. Мной же была разработана специальная технология укладки этих блоков и их транспортировка внутри помещений. Перед этим было проделано много экспериментов по армировке слэбов: мрамор довольно хрупкий камень, при укладке этих плит без дополнительного армирования слэбы могли повредить «сами себя» во время опускания на пол. В результате работа была выполнена идеально без каких-то форс-мажоров.

Также у меня, как у мастера, много опыта в плане монтажа слэбов на вертикальную поверхность. Первый такой заказ был мною получен в 2018 году, когда было необходимо в замкнутом пространстве прикрепить к стене 2 плиты размером 1,5*3м и весом 260 кг. Придумал специальную металлоконструкцию, на которую с помощью эпоксидного состава был приклеен слэб. В результате эти каменные плиты стали как будто парить в воздухе, поскольку между ними и стеной создавалось расстояние около 10 см, а к самой стене была прикреплена подсветка.

Еще одна причина недостатка квалифицированных мастеров по камню – это низкая средняя зарплата и небольшое количество вакансий. Если смотреть предложения на сайтах о работе, то можно увидеть около 230 объявлений по всей России, средний оклад такого специалиста при этом – от 40 до 80 тысяч рублей[5]. Логично, что многие молодые люди выбирают более востребованные и хорошо оплачиваемые специальности, а некоторые и вовсе планируют зарабатывать на жизнь блогерством и рекламой, и не получать конкретную профессию.

…Однако, должен сказать, что открытая информация о заработках мастеров по камню не отражает актуального положения дел. В связи с недостатком кадров хороший мастер может зарабатывать в год от 1,5 миллионов рублей и выше (от 125 тысяч рублей в месяц), а профильная компания – 20-30 миллионов рублей в год. Поэтому данную специальность можно считать весьма перспективной. Тем более, что спрос на такие услуги только растет: дизайнеры практически в каждом проекте используют изделия из камня, причем этот материал востребован во всех стилях – и современном, и классическом. Как минимум, столешницы или подоконники заказчики со средними доходами, а тем более, доходами выше среднего, изготавливают из мрамора или гранита.

 

Особенно популярны изделия из камня у предпринимателей, спортсменов, чиновников, артистов. Причем очень актуальны также работы по реставрации и уходу за данными объектами. Например, мне довелось сотрудничать с капитаном сборной Республики Беларусь, бывшим капитаном ФК «Краснодар» Александром Мартыновичем. Полгода разные мастера ему не могли удалить потертости и пятна на полу в ванной. Мне, благодаря большому опыту работы с разной химией, удалось выполнить задачу всего за один день.

Еще один вид работ, за который заказчики готовы много платить,  – это переполировка пола. К сожалению, специалистов в этой сфере катастрофически мало. У меня был очень интересный объект в Майкопе. Пришлось работать с необычным полом, где была комбинация мрамора и латуни. Предыдущие мастера его испортили, когда пытались отполировать, но не учитывали, что перед ними разные по составу материалы. Из-за них заказчик потратил несколько месяцев и чуть не попрощался с 2 миллионами рублей, которые стоил данный пол. Однако мне удалось подобрать специальную химию, которая нейтрально воздействовала на латунь и при этом полировалась одинаково с мрамором. В результате за неделю был получен идеальный результат, и пол был спасен.

Еще одна проблема в сфере кадров связана с тем, что многие мастера относятся к своей работе халатно, бывают невнимательны к деталям, сами не выступают с какими-то инициативами. Из-за этого они не только недозарабатывают (поскольку заказчики обычно благодарят за качественную работу и могут даже заплатить больше оговоренного), но и портят отношение клиентов к камню, как к материалу.

Например, однажды заказчики, которые в новой квартире положили пол в санузле, жаловались на его внешний вид. Покрытие выглядело очень старым, хотя ему было всего несколько месяцев. Клиенты даже хотели демонтировать пол, потому что он выглядел очень плохо. А проблема была в том, что предыдущие мастера не смогли отколеровать цвет швов и сделать полировку. Когда я исправил такую мелочь, как швы, пол стал выглядеть великолепно.

Чтобы решить проблему с кадрами в данной сфере, на мой взгляд, необходимо улучшить систему образования по этому направлению. Необходимы узко-профильные учебные заведения, где примерно 30% будет составлять теория и 70% – практика. Изучать необходимо все, что касается натурального камня – месторождения, история, применение в интерьере и экстерьере, физические и химические свойства, обработка, новые тренды дизайна, способы монтажа, реставрация. Также необходимы знания о том, как грамотно общаться с заказчиками, продавать свои услуги. Что касается времени обучения, то на то, чтобы стать настоящим мастером, может уйти не менее 5 лет. Но и после необходимо постоянно повышать свою квалификацию.

На мой взгляд, как минимум в каждом региональном центре должно быть одно такое обучающее заведение на государственном уровне и несколько частных мастерских или школ для оттачивания мастерства на практике.

Также очень полезно было бы популяризовать данную профессию, проводить специальные конкурсы для мастеров, в том числе в социальных сетях, чтобы как можно больше людей узнали об этом направлении деятельности. А профильные государственные учреждения (например, департаменты строительства, ремонта и т.п.) могли бы учредить гранты для талантливых молодых мастеров.

Увеличение количества мастер-классов по камню – еще один вариант улучшения ситуации в индустрии. Однако для этого необходимо, чтобы топовые мастера начали осваивать навыки продаж и рекламы, чтобы собирать аудиторию. Либо обратились к продюсерам, с которыми могли бы наладить взаимовыгодное сотрудничество.

В целом, специалистам в данной сфере не хватает навыков самопрезентации, мало у кого из них есть хорошие сайты, развитые соцсети, однако регулярный текстовый и видео контент смог бы привлечь к ним платежеспособных клиентов, а также потенциальных учеников. Также перспективно развивать более тесное сотрудничество с дизайнерами интерьера. В результате не только конкретные мастера начнут больше зарабатывать, но и индустрия в целом начнет развиваться. А значит, будут создаваться новые рабочие места, благодаря чему люди будут приобретать другие продукты и услуги и поднимать экономику страны.

Иван АНДРЕЕВ для «Строительство.RU»

[1] По данным stonefair.ru

[2] По данным сайта moscow-cataloxy.ru

[3] По данным avito.ru

[4] По данным сайта производитель.рф

[5] По данным hh.ru и

Источник: rcmm.ru

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *