Ожидая подкрепления: как рынок крепежа переживает трудности момента

Почему при незагруженных мощностях на рынке метизов процветает дефицит

С древности пошло – мой дом моя крепость. И это правильно. Кстати, крепость должна быть крепко и надежно прилаженной, скрепленной, сколоченной. Для этого нужны крепеж, метизы. А вот с ними в России складывается сложная ситуация.  Попробуем проследить, как развивался рынок метизов в непростых условиях.

Большой метизный скандал

«Гвозди бы делать из этих людей, только в России нету гвоздей». Такой эпиграф можно подобрать к выступлению Спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко в апреле этого года. Глава верхней Палаты удивилась, что в России не делают собственных гвоздей, большинство из них – импорт, причем, скорее всего, китайский. И предложила исправить ситуацию.

Нужно сказать, что металлурги тут же поправили парламентария. Первым выступил «Северсталь-Метиз» – дивизион металлургической корпорации, специализирующийся на производстве метизов. Там сообщили, что, на самом деле, в России существует большое количество производителей гвоздей, и 77% продукции, поступающей на российский рынок,  делается именно у нас в стране.

– За 2021 год общий объем производства этого продукта [«Северсталь-метизом»] составил 9 тыс. тонн, из которых только 2 тыс. отправились на экспорт, – сообщил гендиректор АО «Северсталь Менеджмент» Александр Шевелев на своей странице в «ВКонтакте». Он также отметил, что доля его компании на российском рынке гвоздей составляет 8%.

23% гвоздей приходятся на долю импорта, причем страна происхождения для большинства – не Китай, а союзная Беларусь.

В том же духе выступили и другие производители. Наконец, информацию подтвердил Минпромторг в своем пресс-релизе.

И все выдохнули. Но если по гвоздям ситуация, действительно, не катастрофическая, то с более сложными метизами – саморезами, болтами, гайками – все гораздо сложнее. А цены на них – предмет отдельного разговора.

Крепеж важен

С одной стороны, беспокойству вроде бы взяться неоткуда. Отрасль по производству крепежа в России – одна из развитых. В интернет-каталогах можно найти не мене 76 наименований только крупных отечественных производителей. Ассортимент – тоже на высоте.

С другой стороны, по экспертным оценкам, примерно 70%  сложных метизов – саморезов, болтов, гаек, шайб и прочего крепежа из черных металлов – попадает в Россию из-за рубежа

– Отечественный бизнес заявляет о готовности замещать импорт — компетенций для этого хватает, – в один голос утверждают эксперты строительной отрасли. –  Но российским предприятиям остро не хватает станков, а главное, сырья — металлических прутов и проволоки, — значительная часть которых уходит на экспорт, зачастую возвращаясь в РФ уже в виде тех самых метизов.

Важность крепежа трудно переоценить. По данным rusbolt.ru, на долю крепежных элементов на отечественном метизном рынке приходится примерно 25%. И даже в ковидный 2020-й объем их видимого потребления сократился лишь на 4%, до 517 тыс. тонн.

При этом, ни производство, ни строительство без крепежа не могут – за последние 10 лет спрос на крепежные детали в нашей стране удвоился. И если в 2010 году на долю импорта приходилось 56%, то в 2021 году – зарубежные поставки уже достигли 69%.

Две трети импорта приходятся на непересекающийся сортамент.  Это крепеж либо не производящийся в нашей стране полностью, либо производимый в абсолютно недостаточном количестве, либо тот, который вообще не выпускается. Из-за рубежа, в основном, поступает крепеж, применяемый при сборке технологического оборудования и транспортных средств. В целом, объем ввоза такой продукции демонстрирует стабильный рост.

Что же касается пересекающегося сортамента, то здесь наблюдается обратная ситуация: в последние годы его импорт уменьшается благодаря эффективной реализации программы импортозамещения. Так, в 2021-году отечественные производители на сократили, а увеличили выпуск самонарезающих винтов и болтов. Крупные компании планировали миллиардные инвестиции в модернизацию технологического оборудования. Была надежда на восстановительный рост в сфере автомобилестроения,  строительной отрасли.

Но, на каждую умную гайку найдется хитрый болт…

Сталь в подарок

Дело не в том, что Россия не производит гвоздей и иных метизов. Дело в том, что  она экспортирует столько же гвоздей, сколько импортирует!

На экспорт отечественные производители поставляют около 21 тыс. тонн гвоздильной продукции, 23% от общего объема производимых в РФ гвоздей. То есть из 90 тысяч тонн гвоздей Россия 21 тысячу тонн импортирует и столько же экспортирует.

Примерно та же ситуация с метизами. Речь не о Дальнем Востоке – там из-за удаленности вполне возможен ввоз китайского метиза. Дело в том, что большинство метизных предприятий – в пределах Европейской России, а ввоз и вывоз равны. Это не рационально. Но в условиях российского рынка такой казус существует.

Как его объяснить? Все дело в цене.

– На российском рынке крепежа постепенно образовался дефицит, потому что таких высоких цен на металл нет нигде в мире, – отмечают эксперты. – Некоторые позиции и вовсе отсутствуют — не купить ни за какие деньги. Полки стремительно пустеют, а отечественные производители не спешат обеспечить население жизненно необходимыми болтами и гайками.

Проблема, прежде всего, в стали.

– Есть недостаток марок стали отечественного производства для различных видов высокопрочных крепежных изделий, а металлопокат для производства атмосферостойкого крепежа и крепежа высокого класса прочности остается очень дорогим, – отмечали спикеры на недавней общероссийская конференции «Качественный крепеж — надежность машин и металлоконструкций».

Еще одна ахиллесова пята метизной индустрии – объемы. Большинство крепежа идет на крупнейшие инфраструктурные проекты, много уходит на жилые массивы. А значит этот отечественный крепеж из свободной продажи уже ушел.

Спрос мелких покупателей остался неудовлетворенным. А металлурги готовы производить лишь большие партии стали.

Каталоги  продукции нацелены исключительно на сотрудничество с крупным бизнесом. Мелкий крепёж (самые популярные — М5, М6, М8, М10 и так далее) либо вовсе не производится, либо существует в прайс-листах «для галочки». Нет никаких стандартов: советские ГОСТы отменили, новые откровенно не проработаны, а регулировать их никто не спешит.  

В результате производители вынуждены не покупать, а доставать нормальную сталь. И достать не пересортицу, а настоящую марочную сталь – большая проблема.

Крупные предприятия, входящие в  корпорации, имеют явное преимущество в виде недорогого сырья и прочего снижения издержек. А вот небольшим метизным заводам приходится туго.

Совет потребителю: чтобы не покупать откровенно «мягкие» изделия, можно отправиться за крепежом в автомагазин: крепеж для автомобилей, в силу ответственности, которая на него возлагается, традиционно самый надежный.

Впрочем, и эта ситуация может измениться. 

Здесь климат иной…

Можно ли понять отечественных производителей крепежа? Конечно. Согласно исследованию «Перспективы развития метизного бизнеса в России» – объем потребления крепежных изделий производящихся в России  обеспечивает общую загрузку производства не более, чем на 30%. Распределение объема выпуска по заводам настолько неравномерно, что часть заводов полностью или частично остановили выпуск этого вида продукции.Хотя часть заводов в России и объединены, отсутствие единой стратегии и недостаточная потребительская емкость рынка приводят к жесткой конкурентной борьбе между производителями.

С парком оборудования крепежных производств все довольно плачевно, состояние – неудовлетворительно. Отставание от передовых зарубежных технологий по ряду направлений составляет в среднем 30–40 лет. Это не дает возможности производителям переходить на современные виды крепежа и способствует увеличению импорта не только высокотехнологичных крепежных изделий, но даже и высококачественного крепежа традиционного ассортимента.

Как результат – невысокая финансовая эффективность инвестиций, высокая вероятность товарной интервенции со стороны азиатских производителей. Как следствие – нежелание всерьез вкладываться в секторе. Круг замкнулся. Начинай сначала.

Парадокс метиза

Структура реализации крепежной продукции в России состоит из отдельных продавцов: каждый печется о своем благе и проводит свою стратегию. Проблема в том, что они создают перекрывающуюся пирамиду посредников.

Продавцы первой очереди – крупные, осуществляющие не менее 80% закупок крепежной продукции непосредственно у производителей. В составе продаж этих предприятий крупно-оптовые контракты составляют не менее 40-50%.

Продавцы второй очереди – коммерческие предприятия, осуществляющие закупку до 20% у производителей продукции, вся остальная продукция закупается у продавцов первой очереди. В составе продаж крупно-оптовые контракты составляют не более 5%.

Продавцы третий очереди – розничная и мелкооптовая продажа крепежных изделий. Они закупают продукцию у продавцов первой (до 10%) и второй очереди.

Продавцы четвертой очереди – торговые предприятия, осуществляющие неспециализированную розничную продажу крепежных изделий. Закупка продукции осуществляется у продавцов второй (до 60%) и третий очереди.

Усилия производителей открыть свои торговые представительства в регионах не имеют результата. Сама специфика продажи крепежа мешает этому.

Зачастую даже при низких ценах, но отсутствии необходимого количественного ассортимента, объем продаж крепежа невысок, хотя общий складской запас может быть значительным. В результате, на большую сумму вложенных средств, производитель не получает необходимой финансовой отдачи.

Такое состояние на рынке крепежных изделий приводит к парадоксальной ситуации – при незагруженной производственной мощности заводов ощущается дефицит в некоторых видах крепежа. Многие производители просто отказываются от выполнения заказа из-за его незначительного объема. 

Здравствуй, Госснаб!

Некоторые специалисты утверждают, что решение этой проблемы лежит в иной концепции построения рынка. Объединение нужно не только производителям, а в первую очередь продавцам. Только объединив в общие заказы потребности нескольких продавцов можно наилучшим образом разместить их у производителя.

Идея не нова. Ведь это, по сути, возрождение генерального заказчика – Госснаба СССР. Считается, что именно это сможет обеспечить полный ассортимент за наилучшие деньги, уничтожит демпинг среди региональных продавцов. При этом развивается идея регионального метизного центра. Идея проста – при объединении заявок нескольких региональных продавцов можно сформировать единый заказ для производителя, который позволит ему произвести большие партии по минимальной себестоимости. 

Максимальная централизация приведет к созданию региональных метизных центров.

Такие центры позволят обеспечить хранение и предпродажную подготовку крепежных изделий в нужном количестве и ассортименте в каждой точке страны. При этом обеспечивается полный входной контроль качества поступающего крепежа и логистика транспортных потоков для снижения затрат. Самое же главное – обеспечивается плановое выполнение заказа клиента.

Российские производители сейчас способны выпускать только ограниченный ассортимент, который каким-либо образом еще отвечает необходимым техническим требованиям, но доля этого крепежа в дальнейшей производственной цепочке постоянно уменьшается. Способность обновить свое крепежное производство невелика.

Между тем, крепежные изделия – не конечный потребительский продукт, они – часть дальнейшего производства. Плохой крепеж – это мина замедленного действия, которая разрушает инфраструктуру и конкурентоспособность отечественных товаров.

Подготовил Даниил МАЦЕЙКО

Постскриптум:

В последнее время стало популярным рыться в своем гараже, искать винтаж. А там – сокровища: кастрюли и ящики со старыми советскими метизами (а они есть в гараже практически у каждого). Все новое – хорошо забытое старое, что имеем – не храним, потерявши – плачем. А в целом – эти грязные и в ржавчине метизы снова в цене, ведь сделаны в таком ассортименте, который сейчас и не предложат, и из такой стали, какую сейчас можно и не достать.

Источник: rcmm.ru

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *