В одном из предыдущих материалов рубрики (https://rcmm.ru/dorozhnoe-stroitelstvo/54656-uralskij-put-v-buduschee-asfaltobetona.html) мы говорили о необходимости перехода на новые методы проектирования асфальтобетонных смесей и важности правильного подбора битумных вяжущих. Но, по итогам недавно прошедшей конференции «Уральский путь-2021», ее участниками было справедливо отмечено, что даже при работе с идеально подобранными составляющими можно допустить брак. Основной его причиной является производство работ с нарушением технологии и требований проектно-сметной документации (ПСД). Для недопущения брака необходима также правильная работа служб строительного контроля и авторского надзора. Между тем, качество работы этих служб нередко вызывает нарекания.
В области обеспечения качества дорожно-строительных работ можно выделить шесть наиболее часто встречаемых нарушений:
– Нарушение технологических процессов при выполнении строительно-монтажных работ
– Ведение работ с отступлениями от требований нормативных документов, производственно-технической документации
– Ненадлежащее исполнение замечаний технического и авторского надзора.
– Применение материалов и изделий, не соответствующих проекту или требованиям технических нормативных правовых актов.
– Несвоевременное внесение в установленном порядке изменений в проектную документацию.
– Несоответствие проекту организации строительства (ПОС) площадок хранения материалов и изделий, а также требованиям к их складированию.
Основными причинами такого положения дел является несовершенство системы строительного контроля и в большинстве случаев отсутствие действенного авторского технического надзора за строительством объектов.
Проблемы строительного контроля давно известны. Для отраслевого сообщества никаким секретом они не являются. Напомним их. Это:
Со щебеночно-песчаными смесями ситуация еще более странная. По ПНС327 (предварительный национальный стандарт) дополнительно требуется разделение смесей: кроме крупности еще и на марки. А методы испытаний в этом ПНСТ не предусматривают определять коэффициент фильтрации и оптимальную влажность смеси. Поэтому в большинстве случаев продолжают применять ЩПС по ГОСТу 25607. Но здесь опять противоречия: щебень, входящий в состав смеси, используется по ГОСТу 8267, а песок – по ГОСТу 8736, который не соответствует ТР ТС. И таких ситуаций много.
Так выглядит перечень основных вопросов, без решения которых сложно повысить качество дорожно-строительных работ.
Сюда нужно добавить отсутствие полноценного авторского надзора за строительством, которое также ведет к усугублению ситуации, в целом. Часто авторский надзор сводится к формальному графику выездов с отметкой в журнале производства работ о посещении объекта. А полноценный контроль автора проекта за соответствием выполняемых работ проектной документации не производится.
Что касается строительного контроля на территориальных дорогах, то в большинстве случаев недостаточность средств, выделяемых государственным заказчиком, приводит к тому, что строительный контроль не выполняется в полном объёме. Заказчик пытается контролировать своими силами, но в объёме, требуемом ГОСТом. Практика показывает, что силами сотрудников службы заказчика строительный контроль в полном объеме выполнить невозможно.
Как правило куратор ведет несколько объектов. Для осуществления полноценного строительного контроля необходимо постоянное присутствие специалиста на объекте. Также зачастую у муниципального подрядчика отсутствует геодезическая служба. Поэтому муниципальным заказчикам на крупных объектах необходимо использовать привлеченный строительный контроль.
Очевидно, что для решения вышеозначенных проблем предстоит сделать колоссально много. Прежде всего должна повысится ответственность всех участников процесса. Причем требования ответственности за качество должны носить экономический характер. Сейчас крайне сложно воздействовать на подрядную организацию, когда заказчиком уже оплачены некачественно выполненные работы. То же самое касается и строительного контроля и авторского надзора, которые принимают работы если не с браком, то с дефектами, не придавая большое значение их наличию.
Нужно взять за правило просто не оплачивать некачественно выполненные работы. Ответственность, прежде всего, экономическая, за невыполнение требований государственных контрактов должна существенно повлиять на качество строительно-монтажных работ. Иначе теряется смысл проектировать по новым стандартам качественные асфальтобетонные смеси. Зачем? Если потом укладывать их неправильно.
Станислав ДОНИН
Источник: rcmm.ru