На «мусорном фронте» без перемен?

Москва готова перейти на раздельный сбор мусора, а вот власти и операторы пока медлят…

25 ноября 2019 года премьер-министр Дмитрий Медведев уволил гендиректора «Российский экологический оператор» Дениса Буцаева. Об этом  сообщает сайт правительства России. Глава госкорпорации по  созданию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами уходит в отставку после полугода работы. Случай беспрецедентный. По данным РБК вероятная причина – недостаточный аппаратный вес функционера. Также отмечается, что компания не реализовала все назначенные ей проекты, у нее закончились деньги.

 

Вряд ли подобные кадровые решения случайны. В этом году выступления против «дымящих» мусорных полигонов, отравляющих все вокруг, потрясли не только столицу, но и российские регионы. В историю эти события войдут как «Мусорный кризис». Полный провал политики в области утилизации отходов, взаимное недоверие общества, бизнеса и властей подняли социальную напряженность на новый уровень.

Последние ноябрьские голосования москвичей в системе «Активный гражданин» (почти 200 тыс. голосов) показывают массовую заинтересованность в решении мусорной проблемы.

Мы решили выяснить, как продвигается решение мусорного вопроса на примере Москвы.

Мусорное топливо: миф или реальность

Пока вокруг полигонов бушуют страсти федерального уровня, с «мусорного фронта» приходят и позитивные новости. Так,  компания MGS Group приступила к производству RDF-топлива (Refuse Derived Fuel) – альтернативного вида топлива, получаемого после переработки отходов.

Для производства новинки используется существенная часть коммунальных отходов. Это, в первую очередь – резина, синтетические волокна, пластик, полимеры, текстиль, бумага, дерево, картон, кожа и кожзаменители.

Как правило, при сортировке мусор на специальном заводе разделяется на четыре фракции. 10% идет на переработку: это пластик, картон, алюминий, металл, стекло. 40% – компостирование для производства техногенного грунта. Он идет на рекультивацию карьеров и полигонов. Еще 10% идут на захоронение. Остальные 40% мусора теперь вместо мусорных полигонов отправляется на производство RDF-топлива.

– В среднем только 10% населения сами сортируют свой мусор. По объему из этого получается примерно 50% вторсырья, которое идет во вторичную обработку, что по весу составляет 10-20% от всего содержимого мусорного ведра, – объяснил основатель MGS Group Георгий Малютин. – То есть всего 2% от общего количества мусора. А остальные 98% все равно идут на захоронение. То есть ценное сырье для производства высококалорийного топлива бездарно пропадает.

Вместе с тем, например в цементной промышленности ископаемые виды топлива (газ, уголь и др.) до 100% могут замещаться RDF-топливом и остатками сортировки ТКО. Так, технологию утилизации отходов в процессе производства цемента сегодня применяет компания «Лафарж Холсим». С 2015 года на производствах мирового цементного гиганта природный газ замещается остатками сортировки ТКО и отходов древесной промышленности на заводе в Калужской области.

Правда, сегодня это единственный производитель цемента в России, использующий такую технологию. Процент замещения природного газа на заводе в п. Ферзиково составляет 13-15%. Основные отличия технологии в высокой температуре горения (почти вдвое выше, чем на МСЗ) для безопасного разрушения самых стойких органических соединений. При этом не образуется зольный остаток. Утилизация отходов на цементных заводах входит в перечень Наилучших Доступных Технологий в России и Европе. 

Предпочтение – «Мегабаку»

RDF – проект на дальнюю перспективу. Пока же власти и общественность Москвы и Подмосковья пытаются найти свой ключ к решению мусорной проблемы. Опыт москвичей подсказывает, что решение  нужно искать  в раздельном сборе мусора. Так на одном из самых проблемных участков «мусорного фронта» – в Балашихе на днях был представлен проект по раздельному сбору мусора «Мегабак».

— …Мегабак – это место, куда можно привезти бытовые отходы, которые сразу, минуя мусоровозы, заберут организации, занимающиеся переработкой — пояснил заместитель председателя правительства Московской области Евгений Хромушин. — Крупногабаритный мусор — мебель, ДСП, смартфоны, стекло, бутылки, холодильники, теперь можно привезти и сдать в специальные контейнеры. И для жителей, и для организаций это бесплатно. Но организации на этом заработают.

И чем более габаритный мусор, тем больше пользы. Так, одни из главных «гостей» на мусорной площадке – старые диваны и кресла могут стать источником материалов для топливных брикетов, пеллет, синтетических нитей и древесины. Из переработанных автомобильных шин получается отличная резиновая крошка, которая используется для покрытия детских площадок и стадионов.

По словам экспертов, на сегодняшний день вторичную переработку в Подмосковье проходят не более 20% твердых отходов. Планируется, что с помощью подобных «мегабаков» эта цифра вырастет вдвое.

Напомним, что в Подмосковье работают более 20 предприятий по переработке мусора. Так, в самой Балашихе, например, зубные щетки перерабатывают в пластиковые зажимы, в Хотькове из использованного садового инвентаря делают металлические корзины для супермаркетов. С 1 декабря площадки для сбора крупногабаритного мусора появятся в Чехове, Рошале, Дмитрове. Их адреса:

г. Рошаль, ул. Железнодорожная рядом с д. 43;

г. Чехов, ул. 8 марта;

г. Балашиха, микрорайон Балашиха-2, Терешковой вл. 6;

г. Балашиха, микрорайон Саввино, ул. Пригородная.

Как видим, количество площадок пилотного проекта «Мегабак» пока невелико.

 Между тем, и жители Подмосковья, и сами москвичи все активнее выступают за идею тотального введения раздельного сбора мусора. 

Так по итогам одного из последних опросов в системе «Активный гражданин» 57,28% респондентов однозначно проголосовало за раздельный сбор. Еще 11,18% сказали, что скорее одобряют такой переход. При этом, сейчас собирают пластик и стекло отдельно от пищевых отходов менее четверти опрошенных — 23,24%. А вот 47,37% готовы приступить к раздельному сбору после того, как в Москве появится соответствующая инфраструктура.

Такой социальный сдвиг говорит о многом, ведь в голосовании приняли участие  почти 198 тыс. человек. 

Загрязнен и особо опасен

Однако, не все так радужно. Например, утилизация отходов второго класса опасности происходит не лучшим образом.

– Никто не запрещает, точнее, никто не контролирует подобную утилизацию, – считает экологический эксперт Объединенного Народного Фронта Александр Коган. – Если ты батарейку выбросил в мусорное ведро, дальше она оказывается на полигоне. Токсичность от этой батарейки намного выше, чем у ТКО.  

Со специализированными предприятиями, которые занимаются переработкой батареек в России, беда. Их всего три — в Ярославле, Челябинске и Новосибирске. Между тем, выбрасывать в контейнер и отвозить на полигон источники питания просто опасно. Ведь одна батарейка может отравить более 20 кв. м почвы.

Причина нерешенных проблем, по мнению депутата Мосдумы Игоря Чистюхина кроется в отсутствии  социальной коммуникации, в первую очередь –  во взаимоотношениях между региональными операторами и потребителями.

По мнению парламентария, региональные операторы занимают монопольное положение: ни юридические, ни физические лица не знают «куда податься», если они не согласны с формой предложенного договора и хотят внести поправки. 

– Такая коммуникация неправильна, – считает Чистюхин. – Она может привести к серьёзным социальным последствиям.

Кстати, последние не заставляют себя ждать. 

На «мусорном фронте» без перемен

Недовольство мусорной проблемой никуда не уходит. Назначены региональные операторы, мусорный налог введен и ежемесячно начисляется в платежках, а воз и ныне там.

— Из 8 тысяч поступивших в Общественную палату обращений впервые 12% посвящены теме ТКО. Главный вопрос — плата начисляется за вывоз мусора с квадратного метра, а не по количеству проживающих человек, — объяснила  член Общественной палаты РФ и исполнительный директор национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светлана Разворотнева.

Москвичи вынуждены платить за всё имущество, находящееся в их собственности – живут они или нет, производят мусор или нет. Причем, федеральными законами перерасчёт оплаты за проживание в том помещении, в котором ты не находишься, просто не предусмотрен. Уже сейчас имеются судебные решения, называющие подобный порядок несправедливым.

По уже сложившейся традиции от количества нарушений рябит в глазах. Самые распространенные из них:

– выставление неправильных платёжек:  двойные начисления, выставления счетов умершим.

– нехватка инфраструктуры: контейнерных площадок,  да и, чего греха таить, самих мусорных баков.

– заключение договоров: ТСЖ и управляющие компании пытаются заключить договоры с регоператором с начислением по факту накопления отходов, но встречают сопротивление и в ряде случаев уже обращаются в суды.

– качество оказания услуг: в Московской области многие жители уже ощутили, что мусор стали вывозить хуже.

Много вопросов связано с включением в тариф инвестиционной составляющей. Люди задают вопрос: «Почему мы должны оплачивать будущее имущество региональных операторов, на котором они потом будут зарабатывать деньги?»

— Большая реформа, наверное, должна, была начинаться с другого – с создания инфраструктуры, каких-то выверенных методик по расчёту, —  считает Разворотнева.

Просто денег нет…

При проведении реформы во весь рост встал и совершенно неожиданный вопрос. Грузовик мусорной реформы буксует, попав в кювет неплатежеспособности населения.

По словам экспертов, раньше считалось, что тариф достаточно большой, но на 100% собираемый. Это далеко не так, есть огромные недоплаты. Причем, как и в случае с налогами, добросовестные пользователи платят за недобросовестных.

Многие жители считают, что федеральный закон изначально неверен. По их мнению, необходимо монополизировать  не услугу «вывоз отходов», а сами отходы – это вторсырье, продукт, который стоит денег. И за него вообще-то населению должны доплачивать, а не с него драть деньги.

Кстати, экологический сбор (который по уму должен идти на переработку мусора) люди оплачивают при покупке товара. Он входит в стоимость. И она повышается. Например, специалисты прогнозируют рост цен на автомобили в России с 2020 года, и причина одна – повышение утилизационного сбора. 

За зеленым кордоном

При этом за рубежом переработчики умудряются наживаться на мусоре. Так в США в сфере переработки задействовано более 1,5 млн сотрудников, работает более 550 предприятий. По данным US Energy Information Administration, только энерговозможности электростанций работающих на твердом мусоре (Municipal solid waste) оцениваются в 2,3 гигаватта. Выручка от производства такого рода энергии, по данным statista.com, только за 2016 год составила более 227 млн. долларов. Для получения электроэнергии практикуется использование как самого мусора, так и свалочного газа.

Помимо выработки энергии, огромное количество отходов идет на новое производство. Существуют целые линейки одежды и товаров из вторсырья. Они пользуются спросом и поддерживаются зеленым экологическим лобби.

Не так давно к сбору мусора подключились и муниципалитеты. Они устраивают дни сбора старых вещей. Просто просят жителей выносить ненужную старую одежду, мебель, бытовую технику на тротуар возле дома. Специальные машины собирают этот габаритный мусор для ресайклинга.

Во Франции энергетическое сырье из отходов крайне популярно. По количеству энергии оно занимает почетное второе место как при выработке электричества (после гидроэлектростанций), так и тепла (после дров).

Швеция перерабатывает 99% своего мусора, обеспечивая население доступным электричеством.

Пойдет ли  Россия по этому пути? Посмотрим.

Даниил МАЦЕЙКО

Источник: rcmm.ru

No votes yet.
Please wait...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *